Очень меня зацепила в разговоре с коллегой из девелопмента мысль, что в моменты кризиса очень важно удержать людей, которые от тебя зависят - сотрудников, коллег от сомнений в будущем, помочь им справится со стрессом и страхом, сохранить мир в коллективе, потому что и мнения могут быть разные о ситуации..
И я вспомнила тот период, когда работала руководителем офиса продаж в проекте, который задерживал сроки сдачи первых домов более чем на год... Это было испытание, очень тяжелое...
Что было тяжело?
Тяжело было морально справляться с агрессией от клиентов, разговаривать с ними в социальных сетях, по телефону и в личных контактах. Отвечать им на их вопросы и обвинения в обмане. И я научилась работать с негативом. Оказывается есть техники и приемы, которые снижают уровень агрессии.
Тяжело было воспринимать активную агрессию и угрозы физического насилия, было и такое, что люди кидались стульями в офисе... И я поняла, что люди в личном контакте гораздо менее агрессивные, чем в звонках и в переписке, и что с такой агрессией тоже можно работать и на всякий случай тревожную кнопку иметь в компании очень нужно.
Тяжело было справляться с интересом и провокациями журналистов, которые записывали телефонные разговоры, визиты в офис под видом клиентов на скрытую камеру и потом читать и смотреть репортажи. Было страшно нести эту ответственность, быть лицом и представителем компании. Это научило меня быстро собираться, быть профессиональным в общении с клиентом и с журналистом, контролировать речь и поведение, быть убедительным, находить аргументы, держать лицо и пониманию что это проходит.
Было тяжело справляться с чувством вины, со страхом, с ответственностью, которую на себя взвалила и несешь за весь этот факап, за которым на самом деле стоит большая система из ошибок, злого умысла, пофигизма, непрофессионализма и стечения обстоятельств... Это научило меня быть осознанной и много рефлексировать, разделять свою ответственность от чужой, думать дальше, видеть манипуляции.
Было тяжело стараться удержать сотрудников, которые тоже со всем этим пытаются справится. Многие из них сами купили квартиру в этом проекте и их рвет от той же самой вины и страха.. И не только удержать, но и продолжать продавать квартиры...представляете мы продавали, потому что, если бы мы не продавали, денег на дальнейшее строительство просто не было бы, т.к. первая очередь строилась без проектного финансирования. Это научило меня быть внимательным к команде, помогать и поддерживать их в тяжелые времена, давать им инструменты, аргументы, плечо для поплакать, находить слова, которые позволяют работать и чувствовать себя человеком дальше.
Понимаете, я оказывается все это уже проходила в каком-то локальном, но очень похожем формате. В какой-то момент я не справилась. Меня отстранили от управления на 3 месяца потому, что я не очень доброжелательно и даже агрессивно поговорила с девочкой помощником регистратора, уволившийся сразу после ухода нашего юриста. Мы оказались без юристов в организации вообще и я восприняла это как предательство и малодушие и конечно высказалась, а она расплакалась и меня вызывали на разборки. Это научило меня отпускать и разрешать людям решать вопросы по-другому, не так как считаю правильным я и быть терпимее к этому. Это была какая то героическая борьба с моей стороны и со стороны всей команды. Когда мы сдали первые дома, я плакала. И я уволилась через неделю, с ощущением исполненного долга.
Сейчас с проектом все хорошо, это КРТ, там много уже построено и сдано, и строится ещё...все прошло...там живут те клиенты, которым и я сама лично продавала квартиры и сейчас они благодарны и пишут, что купили квартиру за 900 000 а теперь они стоят 4000 000.
Эти параллели я провожу, чтобы описать трудности управленцев в кризисных для компании ситуациях и чтобы напомнить, что вместе с тем, что мы пытаемся разобраться с собой, не забывайте про людей которые работают вместе с вами. Помогайте им тоже. Им важно верить, надеяться, ощущать поддержку